«Я такого не ожидал»: Александр Педан – о подготовке сына к школе и изменениях в образовании

Александр Педан
Телеведущий и общественный активист Александр Педан рассказал о подготовке с сыном к школе и изменениях в украинском образовании.

Александр Педан уже давно качает тему образования в Украине. Вот и сейчас совместно с проектом «Навчаємось Разом» запустил серию видео «Истории не из учебников» на YouTube-канале «Педан Може» о том, как учат учителя и учатся дети сегодня.

– Как и почему возникла идея такого формата?

На самом деле это достаточно комплексный проект о ценностях образования, Новой украинской школе, реализации этой реформы и ее достижения за 5 лет воплощения. Но, кроме всего, здесь был личный мотив. Мой Марик в этом сентябре идет в первый класс. И сейчас мы с женой активно включились в подготовку сына в школу. Я с ужасом осознал, что во мне еще присутствуют отголоски совковости по этому вопросу. Поэтому решил разобраться, чтобы своим устаревшим опытом не отбить желание к обучению у ребенка.

– И что на практике удалось узнать? Как, например, готовить детей в школу сейчас?

То, что я узнал о подготовке, было для меня неожиданным. Я не знал, что стандарты того, что должен знать ребенок перед первым классом, изменились. Сейчас нет такого, как недавно, что ребенок перед школой должен уметь читать, писать двумя руками, считать до 100, знать табличку умножения и говорить на иностранном языке. Ну это я, может быть, немного преувеличиваю (смеется). Но эти знания могут помешать ребенку нормально учиться в начальных классах, потому что ему там просто не будет интересно снова овладевать тем же материалом.

К тому же родители, не зная методов преподавания, могут неправильно научить детей этим умениям, что ребенок будет читать по слогам всю свою жизнь. Так что лучше довериться профессионалам. Учителя знают, как и чему учить детей. Задача родителей – прививать детям социальные навыки.

– А как у тебя с Мариком проходит эта подготовка?

Что касается моего участия сейчас, то часто играю с сыном в развивалки, сочетаю физические и познавательные активности. Рисуем, читаем, занимаемся математикой, постоянно ходим вместе на скалодром, где есть парные тренировки. Но все фаново, без принуждения. Я демонстрирую свою искреннюю заинтересованность в занятиях сына. И Марика мотивирует это.

Олександр Педан і його син Марік

– Ты говоришь, что вы с командой исследуете современное образование. Что изменилось, как детей учат сейчас, какие подходы?

В последние 5 лет в начальной школе реализуется реформа Новой украинской школы. Я, честно говоря, раньше не очень-то погружался в этот вопрос, как и большинство родителей, чьи дети уже прошли этот этап или еще не дошли до него. Но когда начал интересоваться больше и раскрывать это в проекте, то был приятно удивлен.

Первое и самое важное – теперь в школах на первом месте не материал, который нужно вычитать, а ребенок, его знание, желание учиться, способности и ощущения в образовательном процессе.

Мне импонирует изменение системы оценивания. Сейчас сравнивают прогресс каждого ребенка, то есть его сегодняшний с ним вчерашний. А не так, как раньше, когда ребенку перед всем классом ставили плохую оценку и тем самым демотивировали ходить в школу. Сейчас оценки – вообще конфиденциальная информация, которую знают только учитель, ученик и его родители.

Читайте также
Мнение Александра Педана о самых оплачиваемых профессиях послевоенного будущего
Мнение Александра Педана о самых оплачиваемых профессиях послевоенного будущего
Что я понял за год полномасштабной войны: Александр Педан о своих итогах
Что я понял за год полномасштабной войны: Александр Педан о своих итогах

Также поразил современный подход к преподаванию. НУШ предусматривает мягкий переход из садика в школу с помощью игровой формы обучения. В проекте «Истории не из учебников», когда мы ездили в разные украинские школы, я увидел кабинеты, где учатся дети: они оборудованы мягкими игрушками, лего, компьютерами и даже роботами. Я бы сам в таких условиях хотел учиться! Так что по-доброму завидую Марику.

Учителя перешли от наставников к партнерам, могут свободно общаться с детьми, а не только давать им материал и задания. Они интересуются увлечениями детей, уважают их мнение. Школьников учат критически мыслить, а в наше время это очень важно.

Могу утверждать, что изменения однозначно есть по сравнению с нашим обучением. Мы посетили разные города Украины, разные школы, общались с детьми, родителями и учителями, чтобы услышать мнения трех сторон и не быть субъективными. Было бы некстати показывать истории только из Киева и оценивать образование столичными мерками. Поэтому мы брали города в разных регионах, разные по размерам, чтобы раскрыть ситуацию полноценно.

син Педана

– Как дети учатся в условиях войны?

Благодаря «Историям не из учебников» встречался с родителями и детьми, вынужденными переселенцами. Там есть вдохновенные примеры того, как дети и родители не сложили руки, а продолжили обучение. Например, мальчик Тимур из Херсона, живущий с мамой во львовском приюте. Они уехали из оккупированной Херсонщины, но в начале вторжения он в течение месяца продолжал обучение под обстрелами, без света, воды и интернета. Я был поражен, насколько он понимает не только важность обучения, общения со сверстниками, возможность социализации, но и то, что он будет одним из их поколения, кто будет восстанавливать Украину.

От других героев наших выпусков я услышал их мотивацию и желание ходить на оффлайн-занятия. Оказывается, в условиях войны обучение очень помогает детям, мотивирует жить, чего-то стремиться, ставить цели и вырывает из тех условий, в которых они вынуждены сейчас находиться.

Вдохновляли также нововведения в разных школах и креативные решения учителей: преподавание через ТикТок, движки, оборудованные учебные классы в бомбоубежищах, внедрение грантовых программ в школах.

Мне понравилось, что мы уже отошли с того времени, когда все сидят и ждут, что государство что-нибудь даст. Есть сдвиги: школы сами находят деньги, родители помогают. У всех появляется понимание, что это их дети и нужно бороться за их образование, а не ждать, пока кто-нибудь сделает за них.

Читайте также
«Думаю, что Притула 100% пойдет в политику»: Педан вспомнил, чем занимался Притула в 2014 году
«Думаю, что Притула 100% пойдет в политику»: Педан вспомнил, чем занимался Притула в 2014 году
Почему рашисты нас бомбят: как Александр Педан ответил 6-летнему сыну на сложный вопрос
Почему рашисты нас бомбят: как Александр Педан ответил 6-летнему сыну на сложный вопрос

– А какая вовлеченность родителей в обучение детей, кстати?

Современные родители достаточно прогрессивны. Они действительно интересуются учебным процессом, но не влезают в него и не диктуют, что преподавать, а наоборот – помогают создать детям условия, чтобы те учились лучше.

Например, в винницком лицее я увидел, как родители создали общественную организацию, которая собирает средства и распределяет их на кабинеты робототехники или музыкальный зал, где проводят концерты и используют как студию звукозаписи. Родители находят эти деньги, борются за гранты. Это мне напомнило зарубежное обучение. Когда-то в Штатах я был на спортивных состязаниях школьников. Там родители стояли с ящиком и собирали деньги, чтобы потом улучшить детям форму. Тогда, 8 лет назад, когда я это увидел, мне казалось, что мы никогда до этого не дойдем. А сейчас я вижу, что мы, украинцы, в шаге от этого.

— Что тебе как отцу будущего первоклассника было важно узнать про современное образование и учебу в школах?

Я хотел поподробнее разобраться в ценностях и особенностях Новой украинской школы, чтобы быть «в теме». И мне как папе очень «заходит», что в школах сейчас не просто пропагандируют уважение и всестороннее развитие личности, акцент на собственных достижениях, индивидуальный подход, партнерское взаимодействие, а это действительно реальная практика современного украинского образования.

Олександр Педан і його син Марік

Фото: пресс-служба

Хоакин Феникс и Руни Мара
Предыдущий материал
Влюбленные интроверты Хоакин Феникс и Руни Мара: история любви самой закрытой пары Голливуда
Герман Ненов — о личной жизни, отношениях с мамой и работе на Евровидении-2023
Следующий материал
Герман Ненов — о личной жизни, отношениях с мамой и работе на Евровидении-2023
Новости партнеров